Суббота, 20.04.2024, 06:43
Уважаемые друзья!!! Мой сайт посвящен военной тематике. Здесь Вы можете ознакомиться с литературой, посвященной военной форме одежды, видеофильмами о крупнейших операциях Великой Отечественной войны, а также различными статьями злободневного характера. Последние публикации вы можете видеть в правой колонке сайта в бегущей строке.Для желающих выразить свое мнение всегда открыт форум. Большое спасибо всем кто посетил мой сайт сейчас и намерен посещать его в будущем. Поздравляю всех с наступающим праздником 23 февраля. Спасибо за внимание!
Главная » Статьи » Вооружение

В. И. Ленин «МЫ ОБЯЗАНЫ ПОДУМАТЬ О ТАНКАХ...» или битва конструкторов.

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат В. И. Ленину. Вес­ной 1918 года на совещании с во­енными специалистами Владимир Ильич говорил, «что нам нужна ре­гулярная армия с богатой техникой, а не только с одними ружьями и гранатами, нам нужны саперные и инженерные войска, мы обязаны готовить летчиков, подумать о тан­ках, броневиках, бронепоездах». И  о танках  не только подумали. В начале ноября 1919 года газета РККА «Известия Народного комисса­риата по военным делам» опублико­вала условия открытого конкурса, объявленного Советом военной про­мышленности.  Конкурс принес свои плоды. И одиночки, и целые коллек­тивы представили оригинальные проекты. Вот лишь два из них. Ин­женер Максимов разработал пер­вую в мире танкетку, весом в 2,25 т, а конструкторы ижорского завода под руководством инженера Кон­дратьева завоевали первую премию за проект 10-тонного плавающего танка.


  Практически одновременно перед Советом военной промышленности ставится задача организовать произ­водство танков по образцу захва­ченных в боях у интервентов, и уже 31 августа 1920 года  первый танк отечественного производства поки­нул стены сборочного цеха сормов­ского завода.

  Танк типа М, такую марку офици­ально присвоили этой машине, соз­давался на базе «рено». Сормовичам пришлось заново спроектиро­вать коробку передач, приводы управления и др., утраченные во вре­мя перевозки образца. Любопытная подробность: на танк М установили муфту сцепления, разработанную в свое время изобретателем первого в мире танка А. Пороховщиковым, применили смешанное пушечно-пулеметное вооружение, опередив на десяток лет зарубежное танкострое­ние.

В последующие годы по мере восстановления промышленности на­чинается массовое производство спроектированного Танковым бюро танка МС-1, создаются опытные танки. В этой работе советские тан­костроители проявляют смелое но­ваторство, стремление найти собст­венные, оригинальные технические решения.

КОГДА МОЛЧАТ ПУШКИ

Летом 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает постановление «О состоянии обороны страны», на основе которого ставится задача в течение ближайших двух лет до­биться превосходства над противни­ком по решающим видам вооруже­ния: авиации, артиллерии, танкам. На вновь созданное Управление ме­ханизации и моторизации РККА воз­лагается руководство созданием но­вых танков. Каким быть новому танку? Не так просто ответить  на этот вопрос в годы войны, когда боевая техника противника, что называется, перед глазами. Еще сложнее сделать это, когда пушки молчат. Нужно «на много ходов вперед» предвосхитить военно-теоретическую мысль вероят­ных противников, парировать реше­ния зарубежных конструкторов, все­сторонне оценить экономические возможности врага. Но это лишь одна, хотя и немаловажная, сторона дела. Замышляя танк, следует исхо­дить из требований отечественной военной теории, уровня развития научно-технической мысли, состояния промышленности. Не случайно раз­работку нового танка поручают три­умвирату — «военные, конструкто­ры, производственники».

    Военным вести танки в бой. У них выводы военной науки, сведения о противнике, «заявки» танкистов: командиров, эксплуатационников, ремонтников. Им первое слово при определении «характера» будущих машин. Вооружение, бронирование, вес, подвижность, проходимость, по­воротливость, неприхотливость, надежность, ремонтопригодность — таков далеко не полный перечень пунктов тактико-технического зада­ния на проектирование танка. Стоит ошибиться хотя бы в одном, и... Печальная участь постигла авторов задания на «основной» танк герман­ской армии Т-Ш.  В первые же ме­сяцы войны гитлеровцы убедились в его непригодности, а позже и во­все сняли с вооружения.

Советская военная наука дала правильные отправные положения для конструкторской мысли и по­зволила разработать тактико-технические требования к целому семей­ству танков. Советские специалисты проанализировали господствовавшие в большинстве капиталистических стран взгляды на танковую технику. На вооружении там состояли главным образом легкие танки со слабой броней и маломощным оружием. Особое взимание уделялось быстро­ходности боевых машин  и их стои­мости. Такие танки не удовлетворя­ли нашим требованиям. Вместе с тем в Англии и США отдельные фирмы и конструкторы эксперимен­тировали над образцами, которые представляли определенный интерес.

   В конце 1929 года у англичан приобретаются 6-тонный танк «виккерс» и танкетка «карден-ллойд», а у американского конструктора Кри­сти его колесно-гусеничный танк. А в начале 1931 года на вооружение Красной Армии поступают тан­кетка Т-27, легкий танк Т-26 и лег­кий колесно-гусеничный танк БТ-2. Началось массовое производство боевых машин и формирование тан­ковых частей и соединений.

Войсковой опыт немедленно пере­носится в КБ и лаборатории, из­учается, скрупулезно анализируется. Танкисты жалуются на тесноту в тан­кетке Т-27. Конструкторы приходят к выводу, что и у малых танков должны быть вращающаяся башня и классическая компоновка, при которой трансмиссия и двигатель в корме машины. Военные считают, что малютки должны уметь плавать. И вот в частях появляются «амфи­бии» — предшественники нынешних ПТ.

На малых танках, на Т-26 и на БТ, проверяются различные типы и ка­либры вооружения. Специалисты приходят к мысли о необходимости смешанного, пушечно-пулеметного вооружения и стабилизированного прицела. Теоретики доказывают, что в этом случае танк способен вести успешную борьбу с любым против­ником, стреляя и с места и с ходу.

Большое внимание уделяют кон­струкции ходовой части. Сблокиро­ванная на несколько катков подвес­ка Т-26, Т-28 и Т-35 ненадежна и ограничивает скорость движения. Хо­довая часть колесно-гусеничных БТ представляется более перспектив­ной: индивидуальная подвеска и опорные катки большого диаметра вкупе с мощным двигателем прида­ют машине невиданную быстроход­ность: 62 км/час ; на гусеницах, свы­ше 80 — на колесах. Ученые разра­батывают теорию подрессоривания и теорию взаимодействия гусениц с грунтом. На боевых машинах в основном уже стоят моторы, мощность кото­рых исчисляется сотнями лошадиных сил. Но это авиационные двигатели, работающие на бензине. Они доро­ги, безжалостно расходуют топливо, малонадежны, то и дело вспыхива­ют свечой. В 1933 году начинается работа над специализированным тан­ковым дизелем. А весной 1938 года В-2 уже испытывается на танке БТ.

На тактических учениях юркие БТ лихо атакуют, не пасуют перед пре­пятствиями и даже прыгают. Трю­качество? Нет, так проверяется прочность корпуса танка, его узлов и агрегатов. Конструкторы и произ­водственники убеждаются в преиму­ществах сварки перед клепкой, и корпуса серийных Т-26 становятся сварными.

Ни в одной стране мира нет на вооружении многобашенных танков типа наших Т-28 и Т-35. Советские «сухопутные броненосцы» — танки прорыва — проверяются делом.

И военные и конструкторы убежда­ются: путь увеличения огневой мо­щи танка за счет количества ство­лов и, следовательно, башен — не самый прогрессивный.

КОНСТРУКТОРЫ ВСТУПАЮТ В БОЙ

  

   Семейство отечественных танков прошло боевую проверку на Халхин-Голе, в Испании, а позже и в войне с белофиннами. Военные спе­циалисты и конструкторы получили подтверждение ранее созревшему мнению: огневая мощь, броневая защита, маневренность — все эти боевые свойства должны сочетаться гармонично. И еще — вооружение танка должно быть противотанко­вым, а броневая защита — противоснарядной.

По нынешним взглядам, сказан­ное разумеется само собой. А в те времена нужна была большая сме­лость, чтобы принять эту точку зре­ния. Ведь еще с 1932 года промышленность серийно выпускает Т-26, ВТ, Т-28, Т-35. За годы первой пя­тилетки танковый парк страны достиг 5 тыс., к концу второй пяти­летки насчитывалось уже 15 тыс. машин. И теперь, когда война на пороге, — остановить заводы, соз­дать абсолютно новые танки и ор­ганизовать их производство?

ЦК партии и Советское правительство принимают важнейшее решение: разработать новые средний и тяжелый танки.

Уже весной 1937 года строится 28-тонный танк, Т-46-5, защищенный 60-мм броней. Противотанковые пуш­ки тех лет не могли поразить эту машину. Но наряду с броней надо усилить вооружение и обеспечить оптимальную подвижность танка. И тогда конструкторы вступили в сра­жение — сражение с килограммами, миллиметрами, километрами в час.

  Коллектив конструкторов под руководством Ж. Котина проек­тирует тяжелый танк с противоснарядной броней. Заданием преду­смотрена трехбашенная компонов­ка — сказалась инерция, старый под­ход к тяжелому танку. Первые рас­четы показали — танк перетяжелен­ный, маневренность окажется хуже, чем у Т-28 и Т-35. На листах ватма­на появляются контуры машины с двумя, а потом и с одной башней.

В сентябре 1939 года тяжелый КВ проходит заводские испытания, а в декабре принимается на вооруже­ние. Одновременно с ним на воору­жение  поступает Т-34 — средний танк «с противоснарядным брониро­ванием.

Выбирая вооружение для этой машины, конструкторы, которыми руководил М. Кошкин, останавли­ваются на 76-мм пушке, такой же, что и на тяжелом танке КВ. Но нуж­на ли среднему танку столь мощная пушка? Ведь танки противника за­щищены главным образом противопульным бронированием. Именно в этом и проявилась дальновидность танкостроителей: ведь соревнование брони и снаряда не прекращается. Вот почему конструкторы настаива­ли на 76-мм пушке. Мало того, пре­дусмотрели и возможность модер­низации. Благодаря этому в даль­нейшем удалось установить на Т-34 башню с 85-мм пушкой, не меняя конструкцию корпуса. Что касается корпуса Т-34, то форма его, как известно, признана идеальной. И это не удивительно.

В начале 30-х годов господствовала формула: неуязвимость танка про­порциональна его подвижности. Противотанковая артиллерия, по­явившаяся в 1936—1937 годах, силь­но поколебала эту доктрину. Одна­ко проектируемый Т-34 должен был быть крейсерским танком. А резкое увеличение толщины бронирования уменьшит скорость.

Решили применить резко диффе­ренцированное бронирование -тол­стые лобовые листы, более тонкие бортовые, кормовые и еще тоньше крыша и днище. Лобовым и борто­вым листам придали большие углы наклона.

Все это, а также широкие гусени­цы, дизельный, как и на КВ, двига­тель, сварной корпус и башня поз­волили создать принципиально но­вый тип универсального танка: Т-34 был способен успешно действовать и при прорыве обороны противника, и совершать рейды в его оператив­ные тылы.

В первых же сражениях Великой Отечественной войны враг убедил­ся в абсолютном преимуществе КВ и Т-34.

Из 1440 средних танков Т—III, ко­торыми располагали гитлеровцы к началу войны, 1090 имели 50-мм пушки, а остальные 37-мм. Вполне естественно, что эти машины ничего не могли поделать с нашей три­дцатьчетверкой, не говоря уже о КВ. Пушки же наших танков с любых дистанций крушили 30-мм немец­кую броню. Вот почему в июле 1941 года гитлеровцами принимает­ся решение усилить лобовую броню Т— III и Т-IV навесными экранами. Одновременно начали их модерни­зацию. ~

  Осенью 1941 года в Германии пы­тались организовать производство наших  трофейных Т-34. Однако отсутствие ка­чественной брони и дизельных дви­гателей не позволило сделать это. И тогда 25 ноября 1941 года вы­дается заказ на танк Т-V («пантера»). Тактико-технические данные и форма корпуса были заимство­ваны у Т-34.

Летом 1943 года на полях сраже­ний появляются средний танк «пан­тера» и тяжелый «тигр». Лобовая 100-мм броня этих машин, 75-мм и 88-мм пушки в  значительной степени сокращают боевое превосходство советски­х танков. Нашим ответом на этот

шаг противника стали самоходно- артиллерийские установки ИСУ-152, созданные на базе танка КВ. «Зверо­бой», так прозвали эту машину, без особого труда расправлялся с «тиг­рами» и «пантерами». Но не учиты­вать происшедшего изменения в расстановке сил было нельзя. К осе­ни 1943 года на фронт начинают поступать тридцатьчетверки с 85-мм пушкой и усиленной броней. Исполь­зуя резерв для модернизации, наши конструкторы не ухудшили маневрен­ных качеств машины.

В том же 1943 году коллектив Ж. Котина создает ИС-2, самый мощ­ный тяжелый танк второй мировой войны. 122-мм пушка, 4 пулемета, мощная броня, скорость до 52 км/час — все это делало ИС-2 грозным оружием.

На этот сюрприз к осени 1944 го­да немецкие конструкторы попыта­лись ответить «королевским тигром». Однако эта машина не исправила положения. Ее единоборство с ИС-2 и ИСУ-152 неизменно кончалось по­ражением неповоротливого «тигра».

Отечественное танкостроение вгоды войны одержало решительную победу над немецким, дав фронту 95 099 танков и самоходно-артиллерийских установок. Промышлен­ность гитлеровской Германии произ­вела за то же время 53 800 боевых машин.

Нельзя не отметить самое непо­средственное влияние отечественной танковой мысли на зарубежную. Выбирая основные характеристики для своих послевоенных танков М-26 и М-46, американские конструкторы ориентировались на нашу тридцать­четверку.

  

   Корпус Т-34 копировался для не­мецких танков «пантера», «королев­ский тигр», американских М-10 и М-36, французского АМХ-50 и западногерманского «леопарда». Форма носовой части корпуса и башни тяжелого танка ИС-3 повторяется на послевоенных американских М-48 и М-60.


Категория: Вооружение | Добавил: Ellis (11.11.2012)
Просмотров: 892 | Рейтинг: 0.0/0