Воскресенье, 09.05.2021, 16:56
Уважаемые друзья!!! Мой сайт посвящен военной тематике. Здесь Вы можете ознакомиться с литературой, посвященной военной форме одежды, видеофильмами о крупнейших операциях Великой Отечественной войны, а также различными статьями злободневного характера. Последние публикации вы можете видеть в правой колонке сайта в бегущей строке.Для желающих выразить свое мнение всегда открыт форум. Большое спасибо всем кто посетил мой сайт сейчас и намерен посещать его в будущем. Поздравляю всех с наступающим праздником 23 февраля. Спасибо за внимание!
Главная » Статьи » Вооружение

Техника итальянской армии середины 30-х годов. По материалам советской прессы 1935 года.

   Нападение итальянского фашизма на ма­ленькую полуколониальную страну — Абис­синию приковало внимание всего челове­чества к этой небольшой части Африки. Названия абиссинских городов, где разыгра­лись первые события войны, — Адуа, Адиграт, Макале, — известны сейчас каждому грамотному человеку. Но эти города не впервые обращают на себя всеобщее внима­ние: именно здесь 39 лет тому назад, в мар­те 1896 г., итальянская экспедиционная армия под командованием генерала Баратьери потерпела жестокое поражение от абиссинских войск, руководимых негусом Менеликом. История знает мало таких ката­строфических неудач, как постигшая италь­янцев в бою под Адуа: 58 процентов офице­ров и 68 процентов солдат из 20-тысячной армии Баратьери никогда больше не уви­дели берегов родной Италии .

Несомненно, что этот исторический опыт кое-чему научил итальянцев: недаром они готовили в 1935 г. свою «экспедицию» в Абиссинию столь тщательно. Итальянское командование пытается достичь быстрой и относительно легкой победы над абиссин­цами при помощи подавляющего превос­ходства современных средств военной тех­ники: самолетов, танков, артиллерии, авто­матического стрелкового оружия и т. п. Бу­дущее покажет, насколько оправдаются эти надежды. Во всяком случае война не будет, по видимому, столь короткой и победонос­ной, как на это рассчитывали итальянские империалисты.

Современная итальянская армия мирного времени официально насчитывает зимой 200—220 тыс. человек; летом это число уве­личивается до 320—375 тыс., за счет расши­рения контингента обучаемых. Но, оче­видно, действительная цифра превышает сейчас официальную, ибо в одной Абисси­нии еще задолго до начала войны итальян­ские силы насчитывали не менее 100 тыс. войск.

 

  Вооружение итальянской армии современ­ной военной техникой связано с большими трудностями, ибо Италия — страна бедная естественными ресурсами и особенно теми видами сырья, в которых нуждается военная промышленность. Например, отечественная добыча каменного угля покрывает всего 5 процентов потребности. Чугун, сталь, хлопок, шерсть, все это Италия также вы­нуждена в значительной мере ввозить из-за границы. Тем не менее в послевоенные годы Италии удалось довольно широко развер­нуть некоторые отрасли промышленности, имеющие военное значение, и прежде все­го — автомобильную и авиационную про­мышленность.

Развитие автопромышленности создало базу для быстрого роста итальянской авиа­ции, которая является сейчас одной из силь­нейших и лучших в мире. Уже в конце ми­ровой войны, за один только 1918 г., Ита­лия смогла произвести 6523 самолета и 14 820 моторов; сейчас производственная мощность авиапромышленности значительно возросла, хотя трудно сказать, каковы ее подлинные возможности, так как это дер­жится в строгом секрете. Во всяком случае в мирное время итальянская авиация насчи­тывает 2—3 тыс. самолетов, в большин­стве— новых систем; а десяток действую­щих крупных авиазаводов может быстро увеличить эту цифру в несколько раз.

  В Италии больше чем в любой другой стране пропагандируется значение крупных воздушных сил; причина этого лежит в гео­графическом положении Италии как среди­земноморского полуострова. Создав круп­ный воздушный флот, Италия поставила под угрозу исконное британское влады­чество в Средиземном море, где английский морской флот до сих пор господствовал безраздельно. Все базы британского флота в Средиземном море — Гибралтар, о-в Маль­та, порты Египта и ближайший морской путь Британии через Гибралтарский пролив и Суэцкий канал в Индию — находятся под ударом итальянской авиации. Отсюда по­нятна тайная пружина «благородного» не­годования Англии по поводу захватнических аппетитов итальянского фашизма в Африке. Британская империя боится за свое положе­ние хозяина Средиземного моря, за кратчай­ший путь, соединяющий метрополию с ее важнейшей колонией — Индией.

Технический уровень итальянской авиации весьма высок. Обращено большое внимание на строительство тяжелых бомбардировоч­ных самолетов. Образцом современного тя­желого бомбардировщика является самолет «Капрони 90 РВ». Этот шестимоторный ги­гант вооружен десятью пулеметами и пуш­кой, подымает шесть тонн бомб и обладает радиусом действия до 600 километров. Та­кие самолеты уже громили беззащитные города в Абиссинии.

Отличные самолеты — легкие бомбарди­ровщики; разведчики и истребители — вы­пускает завод Фиат. Хорошими самолетами вооружена также итальянская морская авиа­ция; среди них наиболее известен самолет «Савойя», подымающий до тонны бомб и обладающий радиусом действия в 300—400 километров.

Чрезвычайно характерно, что в итальян­ских взглядах на боевое использование авиации преобладает точка зрения самостоя­тельной и беспощадной воздушной войны, наиболее ярко представленная работами крупнейшего авиационного генерала Ита­лии — покойного маршала Дуэ. По теории Дуэ в будущей войне воздушный флот дол­жен без всякого предупреждения напасть на противника и мощным ударом по его жиз­ненным центрам сломить у населения вра­жеской страны волю к борьбе, поставить его на колени. Внезапность вооруженного нападения проповедуется всеми итальян­скими военными писателями; другой фа­шистский теоретик, Гуадагнини толкует этот элемент внезапности так, как его понимает «громила, проникающий в дом, двери кото­рого он находит открытыми, и при помощи револьвера обрекающий владельца на пол­ную беспомощность». Мы видим, что эти теории итальянский империализм уже приме­нил в Абиссинии на практике.

Организационно военно-воздушные силы Италии состоят из отдельных авиаполков, численностью в 60—100 самолетов каждый; 2—3 таких полка составляют авиабригаду;2—3 бригады сводятся в эскадры или воз­душные армии.

 

  Мото-механизация проведена в итальян­ской армии также достаточно широко. Официально в ней имеется всего два танко­вых полка (примерно около 800 танков) и несколько дивизионов автоброневых машин, но «а самом деле число мото-механизированных сил, вероятно, больше.

  Наиболее распространенный тип танка в Италии — это легкий танк Фиат, воору­женный либо одной 37-миллиметровой пуш­кой, либо двумя пулеметами. Интересно от­метить, что итальянцами создан специаль­ный тип горного танка (конструкции Павези, Ансальдо), приспособленного для ра­боты на крутых подъемах. Особенность этого типа танков — колеса (вместо гусе­ниц) большого диаметра; например, танк Ансальдо при помощи таких колес, может брать с места подъем до 45°. Имея мотор в 80—110 лошади­ных сил, этот танк может развить по дорогам скорость до 70 км/час. Благодаря осо­бенному устройству осей и подрессориванию корпуса танк Ансальдо мало чувствителен к неровностям местности и может преодолевать рвы, шириной почти в один метр. Танк этот весит всего 4,1 тонны, так как он обшит относительно слабой броней. При этом он может захватить большой запас го­рючего — до 250 литров. Все это обеспечивает большую даль­ность действия танка — до 300 километров. Подобный тип танка может быть успешно ис­пользован в колониальной вой­не против плохо вооруженного противника, не обладающего достаточными артиллерийскими противотанковыми сред­ствами.

  Итальянская артиллерия вооружена вполне современными орудиями. Официально в ар­мии имеется 30 полков легкой артиллерии — в каждом около 40 орудий, и, кроме того, 22 полка тяжелой артиллерии. Дальнобой­ность тяжелой артиллерии достигает 18 кило­метров. Часть тяжелой артиллерии передви­гается на механической тяге.

Характерно, что в легких артиллерийских полках имеется по одному дивизиону вьюч­ных орудий, приспособленных для движе­ния в горах и вне дорог. Очень высок также процент гаубичной артиллерии (в некото­рых полках до 75 процентов), как более вы­годной в горах. Крупнокалиберные гаубицы (152 миллиметра, 305 миллиметров и 420 миллиметров) могут посылать свои снаряды на расстояние от 8 до 17 километров. Кро­ме того, итальянская армия имеет четыре специальных полка горной артиллерии. Таким образом итальянская горная артилле­рия отлично приспособлена к действиям на таких театрах войны, как абиссинский.

По официальным данным пехотные части Италии состоят из 30 дивизий (90 полков) и 3 альпийских пехотных бригад, спе­циально приспособленных для войны в го­рах.

Пехота достаточно насыщена пулеме­тами, что говорит о ее высокой огневой мощи. Так, альпийский стрелковый батальон имеет 18 легких и 9 станковых пулеметов; следовательно, в полку общее число пуле­метов доходит до 80.

Конница в итальянской армии сравни­тельно с другими родами войск развита слабо; она насчитывает всего 12 кавалерий­ских полков.

Кроме перечисленных частей, итальянская армия имеет необходимое количество инженерно-технических войск —саперные, пон­тонные, железнодорожные и другие специальные войска, а также хорошо развитую автослужбу.

Таким образом по своему вооружению и техническому оснащению итальянская ар­мия является вполне совре­менной; особенно сильна, как мы видели, ее авиация, кото­рая может играть крупную и самостоятельную роль в бое­вых операциях.

В системе вооруженных сил Италии большое место принадлежит военно-морскому флоту. Стремясь к само­стоятельности в Средиземном море, Италия в послевоен­ные годы обращала главное внимание на строительство легких кораблей — крейсеров эсминцев и подводных лодок, а также на создание достаточно сильной морской авиации.

В настоящее время итальянский флот имеет 21 крейсер разных типов, 82 новых эсмин­ца, 35 миноносцев старых типов, 51 под­водную лодку и только 4 линейных ко­рабля.

Большая часть этих кораблей содержится в Средиземном море, остальные — в морях, омывающих итальянские колонии.

Итальянский флот не представляет собой серьезной силы в «большой» морской войне, на океанских просторах (мало линкоров и мощных крейсеров), но во внутреннем Сре­диземном море итальянские эсминцы и под­лодки, действующие совместно с гидроавиа­цией, создают значительную угрозу сопер­ничающим флотам — английскому и фран­цузскому.

Большинство легких кораблей построено после мировой войны и оснащено вполне современной техникой.

Вооруженные силы Италии управляются тремя формально самостоятельными мини­стерствами: военным, морским и воздуш­ным; фактически же они объединены в од­них руках, так как все три министерских портфеля принадлежат бессменному «ду­че» — Муссолини. При Муссолини состоит главный генеральный штаб, разрабатываю­щий план войны.

Итальянская армия имеет огромный ре­зерв в лице так называемой «добровольной фашистской милиции национальной безо­пасности». Точная численность этой «мили­ции» неизвестна, но это, несомненно, серьезная вооруженная сила хорошо обученных головорезов.

Номинальным главой всех вооруженных сил в мирное и военное время является итальянский король.

Фашистское государство, мечтающее об империалистических захватах, тратит на свои вооружения до 30 процентов всего бюджета. В 1932—1933 гг. военные затраты превышали 7 миллиардов лир, т. е. около 700 миллионов рублей.

В Италии широко поставлены военно-на­ционалистическая пропаганда, фашистское воспитание молодого поколения и демаго­гическая игра на мещанско-обывательских чувствах наиболее реакционной части насе­ления. Все это дает итальянской армии из­вестный процент достаточно послушных и вымуштрованных солдат, хотя бы на пер­вых порах войны. Вся страна системати­чески готовилась фашистами к войне, и мо­билизационная готовность ее находится на высоком уровне. Достаточно сказать, что мобилизация фашистской милиции (фактиче­ских резервов армии) производится в. те­чение 24 часов. В итоге Италия способна достаточно быстро выставить на поля сражений миллионную армию. Эта армия вос­питывается в агрессивном, ярко наступатель­ном духе; оборона признается лишь времен­ной формой борьбы. Армия управляется хорошо подготовленным офицерским соста­вом, классово тщательно подобранным из лиц, готовых всячески служить террористи­ческой диктатуре крупной буржуазии, т. е. фашизму.

Таким образом на подавление самостоя­тельности абиссинского народа направлена мощная, современная империалистическая армия. Каково же реальное соотношение вооруженных сил обеих борющихся сторон?

Сведения о составе итальянской армии в Абиссинии противоречивы. Во всяком случае известно, что итальянцы до начала военных действий имели в Эритрее не ме­нее четырех дивизий (в том числе туземных), а из войск, расположенных в Италии, еще до начала военных действий было моби­лизовано 7 армейских дивизий и 6 дивизий фашистской милиции. По некоторым дан­ным к началу военных действий итальянцы имели — в Эритрее 150 тыс. и в Сомали 50 тыс. солдат (не считая обслуживающего состава). Количественно это не так много, абиссинцы могут иметь даже численный пе­ревес, но технически армии Италии и Абис­синии несравнимы.

Вот как примерно выглядело соотношение их военной техники к началу войны:

 

ИТАЛИЯ

АБИССИНИЯ

 

Самолетов  

400-500

10

ПРИМЕЧАНИЕ

 

 

 

Эта данные нельзя считать точными,

Танков ........

200

5

так как они относятся к началу 1935 г.

Легких орудий ....

300

180

За последнее время Абиссиния закупила большое количество военного снаряже­ния и материала.

Пулеметов   

3600

250

 

Чудовищное преимущество! Казалось бы, одной силой техники Италия должна прямо раздавить Абиссинию. Но история знает примеры, когда технически хорошо осна­щенные и вооруженные до зубов армии ин­тервентов рассыпались под ударами войск, меньших по численности, плохо вооружен­ных, но крепких желанием во что бы то ни стало отстоять свою независимость. Мы уже не говорим о замечательном примере нашей гражданской войны, но даже в колониаль­ных войнах империализма таких фактов можно найти сколько угодно.

Полезно также вспомнить, что на завое­вание Ливии Италия потратила... 20 лет! Генерал Грациани (сейчас командующий группой итальянских войок в Сомали) два года усмирял двухтысячный отряд бе­дуинов, предводимый 80-летним стариком Омар Эль-Мухтаром, да и то добился «победы» лишь при помощи совершенно невероятных средств: все население страны

(80 тыс. человек) было заключено в кон­центрационные лагери, а граница на про­тяжении 250 километров, была опутана ко­лючей проволокой, чтобы изолировать Омар Эль-Мухтара от помощи извне ...

Между тем в горной Абиссинии условия войны гораздо труднее, чем в плоской Ли­вии. Почти полное отсутствие выгодных и крупных целей (ж.-д. узлы, аэродромы, мосты, склады) делает бомбардировочную авиацию значительно менее эффективным средством борьбы. Горный рельеф сильно препятствует успешному применению тан­ков. Бездорожье ставит труднейшие пре­пятствия артиллерии. Чем дальше итальянцы будут углубляться в гористую Абиссинию, тем труднее будет осуществлять боевое пи­тание всей армии.

Так география вносит свои существенные поправки в соотношение сил Италии и Абис­синии. Кто выйдет победителем из этой борьбы, — покажет будущее.

 

Категория: Вооружение | Добавил: Ellis (17.02.2013)
Просмотров: 1966 | Рейтинг: 3.5/2