Четверг, 25.04.2024, 18:47
Уважаемые друзья!!! Мой сайт посвящен военной тематике. Здесь Вы можете ознакомиться с литературой, посвященной военной форме одежды, видеофильмами о крупнейших операциях Великой Отечественной войны, а также различными статьями злободневного характера. Последние публикации вы можете видеть в правой колонке сайта в бегущей строке.Для желающих выразить свое мнение всегда открыт форум. Большое спасибо всем кто посетил мой сайт сейчас и намерен посещать его в будущем. Поздравляю всех с наступающим праздником 23 февраля. Спасибо за внимание!
Главная » Статьи » Вооружение

Т-26

«Я имею все основания утверждать, что Совет­ский Союз отправлял в Испанию луч­шее свое оружие. Что касается тан­ков, то они по своим качествам пре­восходили германские и итальянские танки мятежников. В середине ок­тября в республиканскую зону при­были 50 советских танков. Уже 29 ок­тября испанские танкисты, обученные советскими товарищами и сопровож­даемые в бою храбрыми инструкто­рами, продемонстрировали полное превосходство над врагом и его техникой, нанеся ему тяжелые по­тери». Так писал о событиях 1936 го­да Энрике Листер, прославлен­ный военачальник республиканской армии. Машина, которая упоми­нается в мемуарах, — Т-26.


  В начале 30-х годов, несмотря на многочисленные экспериментальные работы, советские танкостроители не могли еще создавать полностью свои, оригинальные модели. Прихо­дилось брать за основу то лучшее, что делалось за границей, придер­живаться одной из двух танковых концепций, царивших на Западе. Французы конструировали малые тихоходные танки сопровождения и тяжелые, сильно бронированные ма­шины прорыва, а англичане — ско­ростные, легковооруженные танки со слабой броней.

Более передовым в техническом отношении было английское направ­ление. Повышение скорости — за­дача сложнее, чем, скажем, уси­ление брони, и требует мощного, легкого двигателя и надежной, устой­чивой ходовой части.

Купили несколько иностранных образцов, в том числе английский «виккерс» образца 1930 года, кстати, не принятый на вооружение в самой Англии. «Виккерс» и стал прототипом Т-26, который поступил в части РККА в 1931 году. В ноябре танки участвовали в па­раде на Красной площади. Первый вариант Т-26, созданный конструктор­ским бюро под руководством, инже­нера Зигеля, почти ничем не отли­чался от английского, если не счи­тать несколько измененной формы передней части корпуса и очерта­ний двух независимо вращающихся пулеметных башен. Такое размеще­ние вооружения, по мысли англий­ских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и по­зволяло вести огонь одновременно с правого и левого борта. Позже советские специалисты сочли пуле­меты недостаточно мощным ору­жием, и на одной из башен появилась 37-миллиметровая пушка. Вы­яснилось также, что «бронеколпаки» мешают друг другу — сосредото­чить огонь на одном борту невоз­можно. Классическая схема — одна башня с пушкой — одержала побе­ду. К ней и вернулись при работе над модификацией Т-26 1933 года. Танкисты наконец получили радио­станцию, созданную коллективом под руководством Д. Ф. Масанова. Она работала в диапазоне коротких волн и обеспечивала связь на расстоянии15 км. Позже в танках устанавли­вали внутрипереговорное устрой­ство.

 В середине 30-х годов выпуск Т-26 на некоторое время прекратил­ся. Его место должен был занять колесно-гусеничный танк Т-46. Ма­шину сконструировали в соответствии с популярной тогда идеей броневой машины-«оборотня». По хорошей дороге Т-46 мчался на колесах, а пе­ресеченную местность преодолевал в гусеничной «обувке».

Конечно, такая схема сложнее, к тому же на вооружение уже по­ступили колесно-гусеничные танки БТ. Т-26 начали строить снова.

«Двадцать шестой» хорошо про­явил себя в испанской войне. Прав­да, выяснилось, что слабовата бро­ня. Усилить ее без каких-либо пере­делок, только за счет толщины, не позволяло шасси: ходовую часть рассчитывали на вес в 6 т и не мо­дернизировали.

Но можно противостоять удару не только мощью бронелиста. Ведь снаряд, встречаясь с преградой, подчиняется элементарным зако­нам физики — рикошетирует от на­клонной поверхности. Этим свойст­вом воспользовались инженеры, и на танках выпуска 1937 года башни приобрели коническую форму. Позд­нее наклонные листы появились и на подбашенной коробке.

Впрочем, решено было не отка­зываться и от старого способа — сделать лист толще. Но чтобы не перебрать в весе, машину укороти­ли. Удалось даже выкроить несколь­ко сотен килограммов на дополни­тельный боезапас и топливо.

Т-26 — уникальная машина не толь­ко по числу модификаций, служив­ших в РККА. Танк сыграл роль под­вижной, так сказать, лаборатории — на нем опробовали новые идеи.

  В 1934 году из заводских ворот вышла небольшая партия Т-26 с ко­роткоствольным орудием калибра 76,2 мм. Тогда же были созданы три образца самоходных установок: СУ-5-1 (76-мм пушка), СУ-5-2 (112-мм гаубица) и СУ-5-3 (152-мм гаубица). Скорость и бронирование остались теми же, что и прежде.

  Вооруженцы меняли не только тип орудия, но и сам принцип пораже­ния противника. На базе Т-26 строи­лись огнеметные танки ОТ-26 (вы­пуска 1933 года, вес 9 т) и Т-130 (выпуска 1938 года, вес 11,5 т). Та­кое оружие очень помогло при про­рыве линии Маннергейма. Выпуска­лись танки-мостоукладчики и танки- тральщики с навесным оборудова­нием.

В 1935 году Т-26 сдавал экзамен на воде — испытывались надувные поплавки. А через год танк ходил по дну — проводились эксперимен­ты со шноркелем — трубой, через которую «дышал» двигатель.

  В течение почти десятилетия, вплоть до конца 30-х годов, Т-26 вместе с БТ оставался основным танком Красной Армии. Он «выжил» даже во времена увлечения колесно-гусеничными машинами. Именно на Т-26 опробованы многие конст­руктивные решения, получившие самостоятельную жизнь и ставшие теперь классическими в танкострое­нии.


Категория: Вооружение | Добавил: Ellis (11.11.2012)
Просмотров: 653 | Рейтинг: 0.0/0