Воскресенье, 09.05.2021, 15:59
Уважаемые друзья!!! Мой сайт посвящен военной тематике. Здесь Вы можете ознакомиться с литературой, посвященной военной форме одежды, видеофильмами о крупнейших операциях Великой Отечественной войны, а также различными статьями злободневного характера. Последние публикации вы можете видеть в правой колонке сайта в бегущей строке.Для желающих выразить свое мнение всегда открыт форум. Большое спасибо всем кто посетил мой сайт сейчас и намерен посещать его в будущем. Поздравляю всех с наступающим праздником 23 февраля. Спасибо за внимание!
Главная » Статьи » Вооружение

Легкие танки

     Знакомые кадры старой военной ки­нохроники Контрнаступление Крас­ной Армии под Москвой. На одну из пло­щадей только что освобожденного Во­локоламска, обгоняя усталых бойцов, въезжает небольшой приземистый танк с тонкой и длинной пушкой. Это Т-60 легкий танк, широко применявшийся в ходе боев зимней кампании 1941/42 го­да.

     Созданию танков этого класса (мас­сой до 15 т) у нас в 30-е годы придава­лось значительное внимание. Они пред­назначались для непосредственной под­держки пехоты и кавалерии, охраны штабов, сопровождения войск на мар­ше, а также в качестве разведыватель­ных и командирских машин. Считалось, что в случае войны действующие авто­заводы смогут быстро наладить массо­вое производство легких танков. На них нередко применялись освоенные про­мышленностью автомобильные агрега­ты, они требовали меньше дефицитного бронелиста, а трудоемкость их изготов­ления была гораздо ниже, чем средних и тем более тяжелых танков.

Незадолго до войны ленинградцы по­строили хороший 14,5-тонный Т-50 с 37 мм броней (толще, нежели у других легких танков), мощным дизелем, мно­гоступенчатой трансмиссией и воору­женный 45-мм пушкой. Однако ориги­нальный и конструктивно сложный Т-50 требовал серьезной перестройки производства, а по трудоемкости почти не отличался от среднего Т-34. Поэтому в массовую серию он не пошел.

Тем временем танковый завод, глав­ным конструктором которого был Н. А. Астров, продолжал работать над легкими танками-амфибиями, в которых применялись автомобильные двигатели, коробки передач, элементы трансмис­сии. Правда, броня у таких машин была тонкой (13 мм), вооружение ограничи­валось пулеметами, и все-таки создан­ный в 1939 году 5,5-тонный Т-40 считал­ся неплохим разведывательным танком.

Однако опыт войны показал, что чис­то пулеметные, слабо защищенные ма­шины уже не нужны, хотя сами по себе легкие танки и необходимы фронту. Тог­да москвичи в инициативном порядке всего за 2,5 недели разработали на ба­зе Т-40 неплавающий 6,4-тонный Т-60 с 35-мм лобовой броней и автоматиче­ской 20-мм авиационной пушкой По­становлением Государственного Коми­тета Обороны производство Т-60 с ок­тября 1941 года развернули на пяти за­водах (головной Горьковский авто­мобильный), которые до тех пор танко­строением не занимались.

   Т-60 сыграли немаловажную роль в зимней кампании 1941/42 года. Подвижность и маневренность порой защи­щали его от артогня врага, а скоростре­льная пушка с высокой начальной ско­ростью бронебойного снаряда представ­ляла серьезную опасность для легких танков и бронетранспортеров против­ника. Не страшна была Т-60 и суровая зима, их двигатели впервые были осна­щены предпусковым обогревателем До конца 1941 года фронт получил более полутора тысяч Т-60, что было очень важно, поскольку производство знаме­нитых тридцатьчетверок только нала­живалось. А создатель шестидесятки, Н. А. Астров, вскоре был удостоен Го­сударственной премии СССР.

   И все же защита и вооружение Т-60 были недостаточны. Поэтому горьковские автостроители во главе с Н. А. Аст­ровым (он стал заместителем главного конструктора этого завода) опять же в инициативном порядке, приступили к работе над более совершенным танком Т-70. Конструкторы бронекорпуса Ю. Н. Сорочкин. А. Н. Кириллов и Л. И. Белкин предложили защитить ло­бовую часть новой машины броней та­кой же толщины, как на Т-34. Основное оружие Т-70 — 45-мм пушка должна была размещаться (впервые на легких танках) в литой башне (конструктор В. А. Дедков). Больше всего забот кон­структорам доставила силовая установ­ка. Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 70 л. е., применявшийся на Т-60, для новой машины оказался недостаточно мощным. Тогда Н. А. Астров предложил установить на Т-70 два таких мотора, разместив их последовательно, в линию, но при пер­вых же испытаниях «спарки», через 6— 10 ч, стали ломаться коленчатые валы второго двигателя, и только благодаря самоотверженным усилиям конструкто­ров А. А. Липгарта, А. М. Кригера, Н. Г. Мозохина, Г. В. Эварта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 ч.

  В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение РККА, а его создатели Н. А. Астров и А. А. Липгарт получили Государственную премию СССР. С марта 1942 года ГАЗ освоил его конвейерное производство (сначала параллель­но с Т-60), получая бронекорпуса с Муромского паровозоремонтного завода. Вместо литой башни на танки стали ставить сварную, через некоторое время выпуск Т-70 наладили в Кирове и Сверд­ловске, куда горьковчане поставляли силовые агрегаты.

    По массовости (4883 машины) Т-70 в 1942 году занял второе место после тридцатьчетверки- Этот танк как нельзя лучше подходил для разведки боем, поддержки пехоты, для действий в лесисто болотистой и резко пересеченной местности, недоступной другим танкам. Низ­кий силуэт и бесшумный двигатель де­лали Т 70 незаметным для противника, а высокая скорость и маневренность позволяли экипажам Т-70 поражать вражеские танки бронебойными снаря­дами в борт и корму. Известен случай, когда один Т-70, удачно сманеврировав, «зашел в хвост» бронированному «фердинанду» и поджег его. В одном строю с тридцатьчетверками Т-70 сражались под Сталинградом, на Курской дуге, участвовали в освобождении Советской Украины. При освобождении Киева ко­мандир роты Т-70 из 1-й чехословацкой танковой бригады подпоручник Р. Я. Тесаржик, скрытно вывел свои машины в тыл противника и, уничтожив там 9 дзотов, открыл путь наступающему мотострелковому батальону. Состоя­ли семидесятки и на вооружении под­разделений Войска Польского.

   Тем временем горьковчане продолжа­ли совершенствовать эту машину. Уже с сентября 1942 года началось произ­водство Т-70М с усиленными ходовой частью и трансмиссией. Одним из его недостатков была малочисленность эки­пажа, поэтому командиру танка прихо­дилось выполнять обязанности еще и наводчика, заряжающего, радиста и пулеметчика. На опытных машинах про­бовали устанавливать 37-мм автоматическую пушку, применять 45-мм трех- снарядные кассеты и морскую полуавтоматическую 45-мм пушку (она просто не умещалась в небольшой и тесной баш­не).

   Положение изменилось после того, как в том же, 1942 году горьковчане разработали легкий танк Т-80, с усилен­ной до 25 мм бортовой броней. Угол воз­вышения пушки увеличили до 65", что позволило экипажу вести огонь по верх­ним этажам зданий во время уличных боев и по воздушным целям. Трехмест­ный Т-80 стал крупнее предшественни­ков, его масса возросла до 11,6 т, что за­ставило танкостроителей форсировать двигатель до 170 л. с Однако это отри­цательно сказалось на его надежности и долговечности. После того как в 1943 году на одном из подмосковных машиностроительных заводов выпусти­ли крупную партию Т-80. развитие бое­вых машин этого класса в нашей стране на некоторое время было остановлено. Легкие танки, разработанные перед вой­ной, исчерпали возможности дальней­шего развития.

Зато с осени того же года заводы перешли на массовое производство в то время более необходимых самоходных артиллерийских установок СУ-76М. созданных на хорошо отработанной ба­зе Т-70М.

А сами семидесятки активно приме­нялись в боевых операциях и уже в ка­честве командирских, разведыватель­ных машин участвовали в Висленско- Одерской и Берлинской операциях.

По мнению специалистов, Т-70М был лучшим легким танком второй мировой войны, превосходившим машины этого класса, выпущенные в Германии и США

Категория: Вооружение | Добавил: Ellis (26.12.2012)
Просмотров: 774 | Рейтинг: 5.0/3