Четверг, 18.04.2024, 17:25
Уважаемые друзья!!! Мой сайт посвящен военной тематике. Здесь Вы можете ознакомиться с литературой, посвященной военной форме одежды, видеофильмами о крупнейших операциях Великой Отечественной войны, а также различными статьями злободневного характера. Последние публикации вы можете видеть в правой колонке сайта в бегущей строке.Для желающих выразить свое мнение всегда открыт форум. Большое спасибо всем кто посетил мой сайт сейчас и намерен посещать его в будущем. Поздравляю всех с наступающим праздником 23 февраля. Спасибо за внимание!
Главная » Статьи » Вооружение

ДА - 7.62 мм авиационный пулемет Дегтярева

Вряд ли кого удивишь в наши дни кинокадрами, показывающими быст­рое движение предмета, многократно замедленное всесильной кинокаме­рой. Прошло несколько десятилетий с тех пор, как мировую прессу обо­шли эффектные фотографии полета пули в момент, когда она пронизы­вает мыльный пузырь. Между тем, уже в те времена сверхскоростная съемка была не просто методом, по­зволявшим делать занятные, но ма­лополезные для практики кинотрюки. Многообещающие возможности за­медления быстротечных процессов привлекали ученых и инженеров, ре­шавших насущные проблемы тогдаш­ней техники.

Оружейникам, например, метод прояснил некоторые закономерности полета пули и снаряда. Создатель знаменитого ручного пулемета ДП Василий Алексеевич Дегтярев обязан скоростной киносъемке... выбором оптимальной конструкции мешка для улавливания гильз авиационного пу­лемета ДА.

Не случайно хлопоты конструктору доставил именно гильзоулавливатель — устройство, необычное даже для видавших виды оружейников. Любой из них прекрасно знаком со всеми проблемами, связанными с подачей патрона из магазина в пат­ронник, извлечением стреляной гиль­зы и выбросом в определенном на­правлении.

И вдруг оказывается, что, установ­ленный на самолете, пулемет не дол­жен разбрасывать гильзы куда по­пало. Каждая из них, закатившись в дальний угол кабины, таит в себе подчас смертельную опасность: лю­бой кусок металла, оказавшийся ря­дом с тягами, качалками, рычагами системы управления, может закли­нить их, лишить пилотов всякой воз­можности контролировать полет.

Значит, все стреляные гильзы надо собрать — и не после полета, на полу кабины, а сразу же, в ходе стрельбы. Первый блин вышел ко­мом. Гильзы все время застревали в горловине мешка, его то и дело приходилось встряхивать — обреме­нительно для ведущего огонь стрел­ка! Не лучшие результаты дал ме­шок с жесткими профилированными каркасами самых разных форм. Гильзы застревали. Казалось, именно из-за этого на первый взгляд совер­шенно пустякового затруднения пре­красный пулемет так и не обоснует­ся на самолете. Киносъемка помогла справиться с непредвиденным пре­пятствием.

Впрочем, предоставим слово  В, Фе­дорову: «Переработка самого пуле­мета не встретила для В. Дегтярева особых затруднений, но главнейшие трудности выявились при проектиро­вании магазина и, как не покажется странным, особого мешка для улав­ливания гильз... Разработка его дол­го не удавалась, получались заклинения стреляных гильз в горловине мешка, большею частью от подска­кивания гильз вверх при частично наполненном мешке. С целью облег­чить наши работы и помочь нам НИИ УВВС произвело весьма инте­ресную работу — киносъемку вы­брасывания гильз из пулемета, при­чем, пуская фильм весьма медлен­но, можно было изучать своеобраз­ный путь гильз и постепенно подме­тить причины появления случаев их заклинения, а следовательно, и устра­нить их». Результат исследования — особым образом спрофилированный вход в мешок, соответствующий тра­ектории гильз.

Далеко не сразу после своего рождения аэроплан ощетинился бор­товым стрелковым оружием. Счита­ли, что летательный аппарат станет выполнять задачи воздушного разведчика и корректировщика артил­лерийской стрельбы, сможет бомбар­дировать наземные объекты. Перед первой мировой войной высказыва­лись самые фантастические предпо­ложения о том, как будет протекать бой между двумя самолетами. Мас­сивная гиря на тросе, пила на хво­сте аэроплана, бомбы, которые нужно было сбросить на машину про­тивника, — таким видели арсенал вооружения, необходимого для воз­душного поединка. Но вот проде­лали первые опыты стрельбы в воз­духе из обычного пехотного пуле­мета. Затем появились его авиацион­ные модификации. Конструкторы на­шли способы предотвратить прострел лопастей, когда пулемет палил пря­мо сквозь диск воздушного винта.

Скорострельность — важное до­стоинство любого оружия. Оружия авиационного — вдвойне. Представь­те: стрелок ведет огонь из турельного пулемета по самолету против­ника с дистанции 400 м. 10 пуль, выпущенные очередью, будут раз­бросаны по площади диаметром 8 м. Одна пуля придется на пло­щадь, равную 5 кв. м. Если учесть, что уязвимая площадь самолета два­дцатых годов — 2 кв. м, — полу­чим, что вероятность попадания рав­на при этих условиях 40%. Следо­вательно, чтобы поразить цель на­верняка, надо выпустить не 10, а 25 пуль — вероятность попадания составит 100%.

На очередь из 25 пуль уйдет около 3 сек. — в течение всего этого вре­мени быстродвижущийся самолет противника должен быть «на муш­ке». Вот почему скорострельность так важна для авиационного пуле­мета. Темп стрельбы и емкость мага­зина — характеристики пулемета, связанные друг с другом жесткой зависимостью. Чтобы не расстрелять за очень короткое время весь мага­зин, он должен быть достаточно объемным, а с учетом авиационной специфики и малогабаритным.

Дегтяреву пришлось разработать новый дисковый магазин, в котором патроны располагались в три яруса. Они проделывали более сложный путь к патроннику, чем в диске ДП. Это была причина многих задержек в стрельбе, недопустимых при весь­ма ограниченном времени прицель­ного огня.

7,62-мм авиационный пулемет Дег­тярева отличался от ДП и некото­рыми другими изменениями. ДА вы­пускался, например, без кожуха ство­ла — для лучшего охлаждения и уменьшения габаритов и веса ору­жия. Не было на пулемете прикла­да — его заменяли загнутая вверх рукоять и рукоятка пистолетного типа. Видоизменен был и прицел.

ДА прошел армейские испытания в начале 1927 года. Через год при­ступили к выпуску первой партии серийных пулеметов.

В последствие Дегтярев сконструи­ровал спаренную турельную установ­ку ДА-2 — систему, которая состоя­ла из двух пулеметов и обладала вдвое большей скорострельностью, чем один.

 

 

 

Категория: Вооружение | Добавил: Ellis (15.11.2012)
Просмотров: 1010 | Рейтинг: 0.0/0