Главная » Статьи » Публицистика |
Польша, ставшая условно независимой всего лишь в ноябре-декабре 1918 года (а до этого времени входившая в состав Российской, Прусской и Австро-Венгерских империй), была преисполнена амбиций вернуть стране «былую славу». Кстати, «кровавый тиран» Николай II планировал в случае победы в войне отдать польские земли полякам и объединить Царство Польское в автономное государство в рамках Российской территорий, что развязало руки всем заинтересованным сторонам. Красная армия двинулась на запад. Уже 10 декабря 1918 года был занят Минск, затем Мозырь, Гомель и Слоним. В конце января из города Пинска красные выбили войска Симона Петлюры и остановились на рубеже Паневеж - Слоним - Картузская Береза (сейчас город Берёза Брестской области) - Янов Полесский (ныне Иваново) - Сарны - Овруч. 1 декабря 1918 года была провозглашена Литовская ССР, на территории которой оказалось немало поляков, которым совсем «не улыбалось» жить в чужой стране, да еще и «при Советах». В итоге польское население Литвы и Белоруссии создало Комитет защиты восточных окраин (КЗВО) и обратилось за помощью и защитой к Варшаве. Пилсудский только этого и ждал. Началась польская интервенция, в терминологии советских источников - «интервенция белополяков». Хотя к Белому движению, воевавшему «за единую и неделимую» Россию, данная интервенция имела весьма отдаленное отношение.
1 января 1919 года поляки заняли Вильно (он же Вильнюс), но вскоре были отброшены подошедшими частями Красной армии (таким образом, была образована Литовско-Белорусская ССР - ССРЛиБ или Литбел - со столицей в Вильно, соответственно). Командовал частями Красной армии бывший полковник Иоаким Вацетис (расстрелян в 1938-м как террорист и шпион). На другом направлении польские войска выбили украинские части и ликвидировали украинскую администрацию на Холмщине, в Бресте, Жабинке, Кобрине и Владимире-Волынском. В начале февраля заняли Ковель и Брест: германские войска, согласно достигнутым договоренностям, беспрепятственно пропускали польские воинские формирования. Таким образом, с февраля 1919 года возник сплошной советско- польский фронт между реками Неман и Припять. Проходил он по линии Вильно - Лида - Слоним - Картузская Береза - ст. Иваново (западнее Пинска). То есть примерно на сто километров восточнее нынешней польско-белорусской границы. Весной поляки отбили Слоним, Пинск, Вильнюс, Лиду, Барановичи (красные части в это время были заняты борьбой с Колчаком) и к лету оккупировали примерно территории современных Беларуси и Литвы. Столь же беззастенчиво поляки действовали и в Украине, захватив целиком Восточную Галицию - современные Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую области. Кроме Польши, на эту часть украинской территории претендовали Румыния, захватившая Буковину, и Чехословакия, требовавшая передачи ей Лемковщины и Закарпатья. В общем, каждый пытался отхватить от поверженной империи свой кусок... Присутствие польских войск на территориях Украины и Белоруссии сопровождалось массовыми еврейскими погромами. Одно из объяснений данного феномена - дополнительная мотивация польских солдат к захвату новых территорий. Материальное стимулирование, так сказать. Дома, квартиры, мельницы, производства, ссудно-сберега- тельные товарищества, принадлежавшие еврейским семьям, подлежали разграблению и последующему уничтожению. Все, что оставалось после погромов, радостно растаскивали местные крестьяне: «даже дверцы от печей, окна, двери вынималисьг ворота уносили, все предавалось уничтожению». Погромы сопровождались и убийствами. По некоторым данным, на один погромленный еврейский населенный пункт приходилось от ста до пятисот погибших. Согласно справке Еврейского отдела Наркомнаца РСФСР, всего число убитых во время погромов евреев в Украине и Беларуси составило 100194 человека.
Надо отдать должное, идею погромов горячо поддерживало и
развивало местное население еще до поляков. В народном сознании бытовали
лозунги «бей жидов, потому что они коммунисты»,
«бей жидов, долой коммуну» и так
далее. Темные люди, не образованные, что с них взять... Погромами отличились и
красные, и гайдамаки, и петлюровцы, и местные атаманы- представители
«вильного казацтва» и... что уж греха таить, деникинцы. В первую очередь из-за
традиционной зажиточности еврейского населения, ну и другого вероисповедания.
Спасти же от погрома мог православный крест, начертанный на дверях, или иконы,
выставленные в окна квартиры. Наводчиками служили, как правило, дворники или
прислуга еврейских семей. А также ближайшие соседи. По показаниям
многочисленных очевидцев, случаи помощи евреям от их соседей-христиан были
крайне редкими. Многие, в том числе интеллигенция, были весьма довольны резней
и грабежами и, как правило, отказывали в убежище даже раненым. В Беларуси кровавая вакханалия продолжалась более двух лет (хотя сама по себе польская оккупация длилась всего 11 месяцев). После отхода польский армии славную традицию продолжил батька Булак-Балахович.
Погромы польской оккупации отразили в себе существовавшее в то время специфически-шляхетское презрение к евреям, их религии и культуре. Широко применялось избиение нагайками, в том числе массовое. А также глумление над религиозными чувствами. Так, например, в местечке Титовке в январе поляки заняли синагогу, устроили в алтаре клозет, издевались над свитками торы и, наконец, совершенно разрушили синагогу до самого фундамента. В Бобруйске заставляли работать в религиозные праздники. В одной из деревень Мозырского уезда заставили несчастных выпить без перерыва по целому ведру: для этого всовывали палки в рот, искусственно вызывали рвоту и вновь заставляли пить, затем, уложив всех на землю, покрыли досками и провели по ним несколько лошадей; наконец, натешившись вдоволь, нацепили всем камни на шею и бросили в Припять.
В селе Березине по подозрению в большевизме и шпионаже закапывали живьем с переломанными конечностями. В Минске (который в те времена был почти полностью еврейским городом) евреев запрягали в телегу вместо лошадей. В небольших местечках, стоявших на проезжих дорогах, шел повальный и открытый грабеж. Забирали все. А что не могли увезти на подводах - просто сжигали. В Минске поляки сожгли 50 домов, оба вокзала, магазины, аптеки, больницы. Ограбили рабочие кооперативы, взорвали железнодорожные мосты. В Бобруйском уезде уничтожили более двух тысяч (!) дворов. В Глусках сожгли 85 лавок, а также много домов и сараев, причем имущество и скот были вывезены. Если по какой-то причине нельзя было увезти скот, солдаты привязывали его проволокой к стойлам в сараях и хлевах, и таким образом скот погибал вместе с постройкой. Нередко в огне гибли и люди: тех, кто не успевал заблаговременно скрыться из поджигаемых домов и зданий, польские солдаты не выпускали под угрозой расстрела. Таким образом, несчастные сгорали заживо. Также необходимо отметить, что поджоги производились совершенно открыто. Чаще всего дома обливали керосином или обкладывали соломой и зажигали. Пожарную команду к тушению пожара не допускали, а самих прибывших пожарных польские солдаты избивали и отнимали сапоги, угрожая расстрелом. Краткая справка Минского Совета. Январь 1919 года: «Мозырь. Все без исключения еврейское население г. Мозыря... подверглось повальному ограблению. Убито 32 человека, изнасиловано свыше 300 женщин, в том числе девочки от 12 до 15 лет, а также беременные и только что родившие женщины. Станция Птичъ. Все еврейское население разграблено; забраны все инструментыг человеческих жертв не было, изнасиловано несколько женщин. Деревня Житковичи. Еврейское население в деревне и на станции составляет 600 человек. Ограблено 400 человек, убито 4, изнасиловано 7 женщин. Местечко Туров, Забрано все имущество. Убит 71 человек, в том числе жители окрестных деревень, часть из них убита балаховцами, а часть - поляками. Изнасиловано 100 женщин. Разрушения значительнее, чем в Мозыре. Местечко Петриков. Все еврейское имущество разграблено, много домов сожжено. Убито 45 человек в том числе евреи из окрестных деревень. Изнасиловано до 100 женщин, из которых 10 заразились, 30 забеременели. Местечко Копоткевичи. В окрестных деревнях убито 44человека. Изнасиловано 15 женщин. Местечко Скрыгалово. Все разграблено; значительное число домов сожжено, забрано 120 коров и все рабочие инструменты. Убито 15 человек. Деревни Бубички, Касайск, Городятичи. Еврейское население в 100 человек. Почти все убиты. Большая часть убита окрестными крестьянами в то время, когда подходили балаховцы. Общая сводка. Ограблено 20 550 человек. Убито свыше 300 человек. Изнасиловано свыше 500 женщин». Для справки: «местечко» - это один из типов населенных пунктов, существовавших в Речи Посполитой (Польше), с преимущественно еврейским населением. На идише дословно это слово означает «городок». Источник: журнал "Белая гвардия"№32 - 2013г. | |
Просмотров: 1479 | Рейтинг: 5.0/5 |