Четверг, 25.04.2024, 10:03
Уважаемые друзья!!! Мой сайт посвящен военной тематике. Здесь Вы можете ознакомиться с литературой, посвященной военной форме одежды, видеофильмами о крупнейших операциях Великой Отечественной войны, а также различными статьями злободневного характера. Последние публикации вы можете видеть в правой колонке сайта в бегущей строке.Для желающих выразить свое мнение всегда открыт форум. Большое спасибо всем кто посетил мой сайт сейчас и намерен посещать его в будущем. Поздравляю всех с наступающим праздником 23 февраля. Спасибо за внимание!
Главная » Статьи » Вооружение

ШКАС - 7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г.

 Если обратиться к статистике и вы­разить мощь стрелкового вооруже­ния самолетов в виде так называе­мого веса залпа, то окажется, что в каждую единицу времени истребитель 30-х годов «терял в весе» куда больше, чем машина времен первой мировой войны. Соответственно гроз­нее был и сплошной поток свинца, устремленного к атакуемому лета­тельному аппарату. Четыре, шесть, а то и восемь пулеметов извергали до 160 пуль в секунду. Высокая скорострель­ность, большой калибр бортового оружия — вот что делало самолет- истребитель страшным противником. Увеличение этих важнейших характе­ристик авиационных пулеметов и со­ставляло главнейшую заботу оружей­ников. Казалось бы, проще всего по­высить скорострельность, установив на машине несколько стволов. Чистая арифметика: общая частота стрель­бы определяется сложением числа пуль, выпускаемых каждой огневой точкой! На практике же выгодность такой батареи может обернуться плохой прицельностью стрельбы или, что не лучше, ухудшением эксплуатационных данных самолета.  Крыло и носовая часть — вот те места, где на истребителе можно установить пулеметы. Представьте: на каждой консоли по два ствола. При­цел, естественно, находится в кабине пилота, как раз посередине такой разнесенной стрелковой установки. Оружие установлено так, чтобы тра­ектории пуль и линия прицеливания пересекались в точке, отдаленной от машины на какое-то оптимальное для стрельбы расстояние. Только при этой дистанции огня свинец ложится кучно, причиняя противнику наиболь­ший ущерб.

Но всегда ли летчик может нажать гашетку в строго определенный мо­мент? Станет ли он отпускать зазе­вавшегося врага, если тот находится ближе точки пересечения пулевых трасс? Конечно, нет. И вот гремят выстрелы, пилот-истребитель стара­тельно держит жертву в перекрестии прицела, но очереди уходят в «мо­локо», минуя столь близкий силуэт самолета.

Иное дело — носовая стрелковая установка. Оси стволов и прицельная линия практически совпадают. Куч­ность прекрасная. Разброс пуль — в прямой зависимости от дальности це­ли. Управление оружием простое, не требующее длинной механической, электро- или пневмопроводки от ка­бины к пулеметам.

Беда в том, что много пулеметов в носовую, занятую двигателем часть одномоторного самолета не поста­вишь. Стрельба должна вестись в строгом соответствии с вращением пропеллера — иначе недолго и ло­пасти прострелить. Значит, не обой­тись без синхронизирующего меха­низма, задерживающего очередной выстрел, если на пути пули — ло­пасть винта. Темп стрельбы снижает­ся. Вес залпа уже не определяется простым сложением скорострельно­сти исходных пулеметов. К тому же совсем не просто разместить в насы­щенном агрегатами носу сколько-ни­будь емкие патронные коробки (на каждый пулемет — не менее 1000 патронов).

 

  Выход напрашивается сам собой — брать не количеством стволов, а скорострельностью каждого. Первым, кому удалось создать пулемет с тем­пом стрельбы под стать авиационным скоростям, был выдающийся совет­ский оружейник Борис Гаврилович  Шпитальный. Главная особенность его сверхпулемета, выпускавшего 1800 пуль в минуну, — короткий ход всех подвижных частей автоматики, что позволяло уменьшить время каждого цикла экономией десятых, сотых долей секунды. Немалый ре­зерв таился в совмещении ряда опе­раций по заряжанию. Резкого увели­чения скорострельности инженер до­бился оригинальным решением, казалось бы, частных задач — разра­боткой особой конструкции подачи патронов, многожильной возвратной пружины, выдерживавшей тысячи циклов сверхскоростной стрельбы... Принципиальной же схемой автомати­ка, основанная на отводе пороховых газов, ничем не отличалась от других образцов оружия.

  Предложив проект своего пулемета, Шпитальный получил полную под­держку правительства. В доработке опытного образца конструктору по­мог инженер Иринарх Андреевич  Комарицкий.

В октябре 1932 года пулемет был принят на вооружение Красной Ар­мии под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пуле­мет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г. — ШКАС (Шпитальный — Комарицкий авиаци­онный скорострельный)». Уже к 1936 году ШКАС стал основным об­разцом стрелкового вооружения со­ветской авиации. «Опытное самолет­ное строительство и серийное про­изводство, — писал в 1935 году К. Ворошилов, — мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами».

Советская авиация получила также турельный и крыльевой варианты ШКАСа.

В 1937 году конструкторы создали следующую модель пулемета — он назывался «ультра-ШКАС». Его ско­рострельность — 2800—3000 выстре­лов в минуту.

ШКАС стал основой и крупнока­либерного авиационного пулемета системы Шпитального — Владими­рова.

Ни одной зарубежной фирме не удалось создать в те годы оружия с такой скорострельностью. Американ­ский «кольт-браунинг МГ-40», англий­ский «виккерс», германский МГ-15 при меньшей или равной начальной скорости пули выпускали лишь 900— 1100 пуль в минуту.

 Накануне войны, в 1940 году, вы­пуск ШКАСов достиг 34 233 штук. Еще не побывавший в сражениях Великой Отечественной, пулемет за­служил уважение авиаторов в небе Халхин-Гола, Испании.

 О замечательных свойствах этого оружия свидетельствуют многие сотни фашистских самолетов, сбитых огнем ШКАСов на фронтах Великой Отечественной. Огневую мощь оце­нили даже враги. Образец ШКАСа в течение всей войны хранился в имперской канцелярии, на видном ме­сте под стеклом: согласно приказу фюрера, желавшего уязвить своих конструкторов, грозное оружие со­ветской авиации надлежало держать на виду до тех пор, пока немецкие оружейники не создадут подобный образец для «люфтваффе».

Категория: Вооружение | Добавил: Ellis (15.11.2012)
Просмотров: 1913 | Рейтинг: 5.0/1