Пятница, 29.03.2024, 17:50
Уважаемые друзья!!! Мой сайт посвящен военной тематике. Здесь Вы можете ознакомиться с литературой, посвященной военной форме одежды, видеофильмами о крупнейших операциях Великой Отечественной войны, а также различными статьями злободневного характера. Последние публикации вы можете видеть в правой колонке сайта в бегущей строке.Для желающих выразить свое мнение всегда открыт форум. Большое спасибо всем кто посетил мой сайт сейчас и намерен посещать его в будущем. Поздравляю всех с наступающим праздником 23 февраля. Спасибо за внимание!
Главная » 2012 » Ноябрь » 18 » В БОЮ И НА ЭКРАНЕ
00:45
В БОЮ И НА ЭКРАНЕ

  

Публикуемая ниже статья увидела свет в журнале "Техника Молодежи" №12 в далеком 1975 году. Несмотря на пролетевшие годы она актуальна и сегодня. На мой  взгляд, обычного зрителя эта статья о чести и достоинстве кинематографиста, взявшегося снимать, так называемое "историческое кино".  Под стеклом, в рамочке она должна стоять на рабочем столе, у каждого, кто сегодня кормит нас шелухой из "Цитаделей", "9рот" и прочее.  Читайте и анализируйте.





Павел Липатов.

Уже три десятилетия отделяют нас от победного сорок пятого. Но чем дальше уходит то суровое и героиче­ское время, тем обостреннее инте­рес к нему, желание знать о нем больше и полнее. Каждый год на экране появляются новые фильмы, посвященные Вели­кой Отечественной войне. Редкая лента обходится без показа на эк­ране боевой техники и вооружения. Оружие становится важным вырази­тельным средством драматургиче­ского действия.

   В первые послевоенные годы на наших киностудиях было немало трофейной техники и вооружения. Вооруженные Силы обеспечивали киносъемки отечественным ору­жием. И потому в батальных фильмах выпуска 40-х — начала 50-х годов с исторической достоверностью тех­ники все было в порядке.

  Шло время, и старые танки, пушки, автомобили иностранных марок по­степенно ветшали, выходили из строя, отправляясь в металлолом. Порой в переплавку шли еще при­годные для съемок машины.

На вооружение наших сухопутных войск, авиации и флота принимались новые образцы боевой техники.

Спустя пятнадцать лет после вой­ны от огнедышащих армад, сталки­вавшихся когда-то на земле, в не­бесах и на море, осталось немногое. Некоторые машины сохранились в считанных экземплярах, да и то в музеях и на пьедесталах боевой славы. И если советской военной техники кинематографу еще хватало, то недостаток иностранных образцов пытались восполнить самыми раз­личными — и не всегда лучшими — способами. В фильмах появлялись кое-как об­шитые фанерой танки, размалеван­ные невероятным камуфляжем, с огромными крестами, нарисованны­ми часто совсем не на том месте. Считалось, что крест на тридцать­четверке сразу превращал ее во вражеский танк. Нечто подобное происходило и с авиационной техни­кой. На тренировочном Як-18 рисо­вали звезду и выдавали его за ист­ребитель времен войны. Крест и свастика превращали мирную маши­ну во вражеский истребитель. Но сама природа кинематографа требует максимальной достоверно­сти во всем, тем более что фильм смотрели сами свидетели изображен­ных событий.

Во многих случаях спасала поло­жение «всесильная» комбинированная съемка. Макеты военной техники и кораблей выглядели на экране не хуже настоящих. Но никакая мало­размерная копия не заменит под­линника, если необходимо ввести технику в актерскую сцену.

В начале 60-х годов в нашем кино стали использовать крупноразмерные макеты-копии самолетов и танков. В них применялись детали и элемен­ты отслуживших свой срок машин. Одна из первых удачных работ та­кого рода — знаменитые истребите­ли И-16, с большой точностью пере­деланные из тренировочных Як-11. Зрители видели эти машины в филь­ме «Балтийское небо». Впечатление подлинности производил и сделанный из дерева и деталей от три­дцатьчетверки танк «тигр» в филь­ме «Дикий мед». Потом не менее тщательно построили Т-26 для кар­тины «Офицеры». Лишь вблизи об­наруживалось, что броня танка фанерная, а траки гусениц отпрессова­ны из винипласта. Тем не менее, даже хорошо испол­ненные макеты не удовлетворяли создателей фильмов.

С немалыми трудностями достава­ли кинематографисты чудом уцелев­шие немецкие танки и, кое-как пу­ская их в ход, добавляли еще одну краску в правдивое и достоверное изображение войны. Эти танки ста­новились на экране не только точ­ной «матчастью», но и образом ги­гантской военной машины, сокру­шенной советским солдатом.

Вспомним сцены из фильма «У твоего порога», бесславные до­роги бегства захватчиков в «Конце «Сатурна». Настоящие трофейные танки и бронемашины стояли в кадре в сочетании с макетами и силуэтами, что вкупе создавало впечатляющий «пейзаж после битвы».

Единственный в стране Музей истории авиации в Монине под Москвой неоднократно вы­ручал кинематографистов. И хотя экспонаты не могли больше подни­маться в воздух, они оказались не­заменимыми для съемок многих «авиационных» эпизодов в фильмах «Свет далекой звезды», «Вызываем огонь на себя», «Хроника пикирую­щего бомбардировщика», «Осво­бождение», «Случай с Полыниным» и «Небо со мной».

Очень помогает кинематографи­стам ветеран Гражданского воздуш­ного флота — работяга Ли-2. Во многих фильмах появлялся этот са­молет, изображая и себя самого, и американскую «Дакоту-С-47», и не­мецкий транспортник «Юнкерс-Ю- 52/ЗМ» — для этого на носу маши­ны монтировался третий «мотор», а остальное довершала раскраска. А для фильма «Места тут тихие» («Торпедоносцы») носовую часть самолета заменили специально сде­ланным фонарем ильюшинского бомбардировщика - торпедоносца ДБ-ЗФ, достигнув большого сход­ства с прототипом

Во многих зарубежных журналах, предназначенных и для моделистов и для специалистов, регулярно пуб­ликуются раскраски различных ти­пов боевых машин, преимущественно самолетов, всех эпох — по модификациям и воинским частям, вплоть до отдельных знаменитых машин У нас же подобных данных порою нет, либо -их приводят усредненно. Отсюда и трудности в документаль­но точном изображении в кино не­которых исторических самолетов, танков, кораблей. Порой камуфляж и геральдика военной техники на экра­не представляют собой нечто фан­тастическое и, разумеется, недосто­верное.

У нас до сих пор снимают в каче­стве «Лавочкиных» и «фокке-вульфов» Як-18, чехословацкий «Тренер» изображает «мессершмитты» и «яковлевы». Пассажирская двухкилевая «морава» на экране предстает то грозным пикировщиком Пе-2, то тяжелым истребителем Ме-110. Вме­сто прославленных «небесных тихо­ходов» По-2 на съемках летают анто­новские бипланы.

Между тем в нашей стране есть пример реконструкции исторических машин Авиамоделисты Ленинград­ского авиаспортклуба ДОСААФ во главе с мировым рекордсменом Е. Мелентьевым по старым черте­жам и фото построили «фарман» образца 1910 года для съемок филь­ма «Воздухоплаватель».  Аэроплан, оснащенный вместо мотора «Гном» 1907 года,  двигателем гоночного мо­тоцикла, получился вдвое легче про­тотипа, гораздо надежнее в полете, и лишь черепашья скорость уравни­вала его с древним самолетом. Сей­час этот «фарман» передан в Монинский авиамузей, но «кинобиогра­фия» его будет продолжена.

Иногда современные машины по­хожи на те, что участвовали в войне. Як-12 внешне напоминает немецкий легкий самолет «физелер-шторх», а четырехмоторный Ту-4 почти ничем не отличается по виду от «летаю­щей сверхкрепости» В-29. Но когда за самолет времен войны пытаются выдать реактивную машину — ре­зультат сомнителен.

Внешние доработки, сделанные для киносъемок, могут серьезно отра­жаться на аэродинамике самолета (грубая окраске, например, съеда­ет до 20% скорости), на его управ­ляемости, наконец, на безопасности полета. «Земные» машины менее капризны в этом отношении и под­даются переделке в самых широ­ких пределах.

Многие зрители, даже фронтови­ки, принимали снимавшиеся в кино­эпопее «Освобождение» «тигры» за настоящие, но это была имитация. По заказу «Мосфильма» декорирова­ли около дюжины средних танков Т-44. На башню Т-44 крепилась не­уклюжая цилиндрическая башня «тигра», орудие оснащали громозд­кой маской и дульным тормозом (см. верхний левый рисунок на 4-й стр. обложки журнала: зеленым вы­делены привнесенные элементы кон­струкции). На съемках случалось, что массивные литые набалдашники срывало холостым выстрелом и уно­сило метров на восемьдесят. Не удалось только полностью до­биться сходства с характерной ходо­вой частью «тигра». Если пренебречь различием в шасси, во всем осталь­ном кинематографические «тигры» — образец реконструкции старой техники в соответствии с требованиями современного кино.

Задекорированные под немецкие средние танки Т-1V тридцатьчет­верки смотрелись менее удачно. Причиной тому, прежде всего завы­шенный силуэт башни и машины в целом и, конечно же, ходовая часть (см. верхний правый рисунок на 4-й стр. обложки). Иногда ее маскиро­вал навесной экран.

Но мало закрыть танк фальшброней. Ведь машину, даже декориро­ванную, ведет настоящий водитель. Важно предоставить ему элементарные удобства, дать хороший обзор. К тому же должен быть доступ к главнейшим агрегатам

Грандиозную танковую битву на Курской дуге советские воины вы­играли на танках Т-34-76 и «Клим Ворошилов». Сейчас этих славных машин остались единицы. В распоряжении кинематографистов есть лишь Т-34-85, появившиеся на фрон­те только в начале 1944 года. И если теперь требуется показать танки ран­них выпусков, башни с 85-мм ору­дием заменяют бутафорскими с ма­кетом 76-мм пушки. На базе ИС-2 делают подобие КВ. Но бывает и так, что на экране появляются вопреки исторической правде Т-54 и Т-55, от­блескивающие своими полусфериче­скими башнями, а вместо КВ в ата­ку идут на экране ИС-3...

Бронетранспортеры тоже широко используются для съемок. БТР-152 и БТР-40 изображают немецкие машиы типов 251 и 231 (хотя у тех было полугусеничное шасси с шахматным расположением катков) и американ­ские М2 и МЗ. Кстати, модифициро­ванная спецмашина 251 до недавне­го времени состояла на вооружении чехословацкой армии под наимено­ванием ОТ-8Ю. Ее неоднократно снимали в кино, в частности, в со­ветско-чехословацком фильме «Со­колово».

Автомобилей военного времени осталось немного. Кое-какие грузо­вики еще применяются в народном хозяйстве, но большинство уцелев­ших машин перешло в ведение ки­ностудий. А по ходу съемок автома­шины нередко жгут, ломают, давят танками. Жертвы во имя искусства оправдать можно, но потери автомо­билей, особенно иностранных, увы, невосполнимы. Поэтому чаще всего кинематогра­фистам остается надеяться, что зри­тели примут перекрашенные в мы­шиный цвет МАЗы и «Уралы» с не­мецкими эмблемами и номерными  знаками за «бюссинги» и «даймлеры» Большого сходства современ­ной автомашины с исторической до­биваются редко. Но в советско-юго­славском фильме «Единственная до­рога» автоцистерны минского заво­да выглядят натуральными бензово­зами «мерседес-дизель», а в некото­рых других фильмах можно видеть неплохую имитацию «опель-блитца» на базе уральской трехтонки.

Благополучнее обстоит дело с лег­ковыми автомобилями: их немало у индивидуальных владельцев. Авто­любители содержат машины в хоро­шем состоянии и довольно охотно предоставляют их для съемок.

Но практически нет немецких мотоциклов, и поэтому под БМВ, ДКВ, «цундапы» декорируют — окраской, номерными знаками, установкой пу­лемета МГ-34 — заслуженные совет­ские машины М-72.

Не хватает кинематографистам и трофейных орудий. Поэтому в кино нередко можно видеть советские пушки с «немецкими» расчетами.

Не всякое «игровое» орудие спо­собно выдержать даже ослаблен­ный заряд холостого выстрела. По­этому стреляют в кино чаще всего с помощью пиротехнических патро­нов. Но маломощные заряды не от­катывают ствол назад, не подбрасы­вают орудие при выстреле.

Иллюзии боевого выстрела можно добиться, залив в гаубичный ствол ведро воды, но так способны «стре­лять» орудия калибром выше 122 м.

Арсеналы киностудий располагают богатым выбором стрелкового ору­жия разных стран и эпох. Но если не удается вооружить статистов нуж­ным количеством старых образцов, тогда на экране во «фронтовой об­становке» появляются автоматы Калашникова или зенитные установки крупнокалиберных пулеметов Влади­мирова. Эти установки напоминают бывшие на вооружении вермахта «эрликоны», но со счетверенными «максимами» общего у них мало­вато.

Сложности возникают не только при съемках наземной и воздушной техники, но и военно-морской. В кино снимают в основном кораб­ли послевоенной постройки, лишь отдаленно схожие с пущенными на слом стальными ветеранами.

Обстановку военных лет можно достоверно воссоздать на палубе и в интерьерах современного корабля. Крупные суда достаточно многоли­ки и вполне подходят для таких целей. Значительно труднее пока­зать целиком старую подлодку или торпедный катер. Но в фильме «Командир счастливой «щуки» после­военные лодки с успехом изобража­ли корабли военного времени.

Есть у нашего кино уникальный арсенал. Официально он называется «Военно-техническая кинобаза кино­студии «Мосфильм». База обеспечи­вает военной техникой устаревших образцов съемки военно-патриотических и историко-революционных фильмов.

Начиналась она с четырех три­дцатьчетверок Сейчас база распо­лагает несколькими десятками Т-34, уже упоминавшимися имитациями Т-1У, «тигров» и «пантер», тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3, самоходно-артиллерийскими установками ИСУ-152 и СУ-100. Есть и бронетранспортеры, тягачи, артиллерийские орудия, ми­нометы, автомобили, броневики, «катюши», техника связи и инженер­ная техника. Сохранен даже броне­поезд. К услугам базы прибегают почти все студии страны и неред­ко зарубежные, ставящие фильмы о войне совместно с советскими ки­нематографистами.

Вполне оправданно внимание кине­матографистов к достоверному изо­бражению советской техники вре­мен войны. Но стоит ли ломать ко­пья, достигая того же в отношении вражеских боевых машин?

Стоит! Небрежение к показу тех­нического оснащения врага способ­но лишь принизить значение подви­га советских воинов, победивших сильного, опытного и прекрасно во­оруженного противника.

Изобразительная достоверность военного фильма неотъемлема от его исторической достоверности. Историческая точность фильма о героическом прошлом — насущная потребность.

 

Просмотров: 904 | Добавил: Ellis | Рейтинг: 5.0/1