23:33 Конструкторский авантюризм Третьего рейха. | |
Историка, обращающегося к изучению военной техники фашистской Германии, поджидают горы папок с документами, на которых пестрят надписи: «Не подлежит оглашению», «Секретно», «Совершенно секретно», «Только для верховного командования» и т. п. Обилие этого материала невольно создает впечатление хотя и тайной, но бурной, не знавшей удержу деятельности нацистского муравейника. Каких только проектов тут нет! Однако в годы войны на выставках искореженного, доставленного со всех фронтов оружия мы видели картину куда более скромную. А ведь на эти выставки свозили все без исключения виды трофеев. С тайной этого несоответствия сталкиваешься, прежде всего, при знакомстве с тем, что предлагалось для оснащения сухопутных войск фашистской армии. Согласно параграфу 170 Версальского договора Германии, потерпевшей поражение в первой мировой войне, было запрещено иметь и строить танки. Но уже в середине 20-х годов на секретных учениях рейхсвера появились странные машины, размалеванные пятнами камуфляжа и внешне напоминавшие французские танки «рено». Впрочем, разведки стран-победительниц скоро успокоились: загадочные машины оказались всего лишь макетами из реек, фанеры и ткани. Служили они для учебных целей. Для пущего правдоподобия их ставили на автомобильные шасси, а то и просто на велосипедные колеса. К 1929 году рейхсверовцы сформировали целые «танковые» батальоны из подобных «пустышек», смонтированных на базе легковых автомобилей «опель» и «ганомаг». А когда на маневрах 1932 года вблизи польской границы демонстративно продефилировали новые «секретные» бронеавтомобили, то оказалось, что и они представляли собой всего-навсего легковушки «адлер», загримированные под боевые машины. Конечно, Германии изредка напоминали о Версальском договоре, но немецкие дипломаты неизменно заявляли: все, что происходит, одна лишь видимость, «военная игра». А дело обстояло гораздо серьезнее — игра понадобилась недобитым воякам для того, чтобы хотя бы на бутафорских машинах отработать тактику будущих сражений... Впоследствии, когда вермахт обзавелся настоящими танками, их фанерные прототипы пригодились для дезинформации противника. Такую же роль выполняли в 1941 году и «пустышки» со стальными бортами, которые навешивались на легковые армейские автомобили. Пока армия играла в войну, заправилы германской промышленности готовили для нее куда более опасные игрушки. Внешне это выглядело безобидно: они вдруг воспылали любовью к тяжелым «коммерческим» грузовикам и гусеничным «сельскохозяйственным» тракторам. Но именно на них проверялись конструкции двигателей, трансмиссий, ходовой части и других узлов будущих танков. Впрочем, трактор трактору рознь. Некоторые из них создавались в условиях строжайшей секретности по тайной программе вооружения. Речь идет о машинах, выпущенных в 1926 и 1929 годах. Официально они именовались тяжелым и легким тракторами, но походили на них как винтовка на грабли: это были первые танки, построенные в обход Версальского договора и теперь уже отнюдь не фанерные. В начале 30-х годов управление вооружений заказало нескольким фирмам еще один «сельскохозяйственный» трактор. А когда гитлеровцы, открыто, перечеркнули статьи Версальского договора, он превратился в танк Т-1 и тут же пошел в серийное производство. Аналогичную метаморфозу претерпел и другой «трактор» — Las-100, обернувшись танком Т-II. Среди тайных разработок фигурировали так называемые машины «командира роты» и «командира батальона». И тут мы опять сталкиваемся с псевдообозначениями — на этот раз прототипов среднего танка Т-Ш и тяжелого Т-IV. История их появления тоже поучительна. Чтобы как-то раздобыть деньги на их производство, нацисты пошли на наглый обман не только других народов, но и своего собственного. 1 августа 1938 года лидер фашистских профсоюзов Лей объявил: «Каждый немецкий рабочий в течение трех лет должен стать владельцем малолитражной машины «фольксваген» («народный автомобиль»)». Вокруг заявления Лея поднялась большая шумиха. Газеты расхваливали «народный автомобиль», а заодно и таланты его конструктора Фердинанда Порше. Был установлен единый порядок приобретения «фольксвагена»: каждую неделю из зарплаты рабочего удерживать по 5 марок, пока не накопится заранее установленная сумма (около 1000 марок). Тогда будущему владельцу, как было обещано, выдадут жетон, гарантирующий получение автомобиля по мере его изготовления. Однако заветные жетоны оказались ничего не стоящими кусочками металла, а заявление Лея — образчиком беспардонной социальной демагогии. Собрав за счет трудящихся несколько сот миллионов марок, фашистское правительство соорудило на эти средства гигантское предприятие по выпуску танков Т-II и Т-IV. С ним-то и связал свою дальнейшую судьбу Порше. Старую прусскую традицию муштры и палочной дисциплины гитлеровцы довели до абсурда, осуществив на практике так называемый принцип «фюрерства». В промышленности и на транспорте предприниматели были объявлены «вождями» различных рангов, которым рабочие обязывались слепо повиноваться. Одним из таких «фюреров» стал и Порше. В 1940 году он возглавил комиссию министерства вооружений по проектированию новых танков. Тогда же под его руководством были сделаны первые наброски тяжелого танка «тигр». Но перед нападением на нашу страну эта машина осталась лишь в проекте, на бумаге. Только после столкновения фашистов со знаменитыми советскими танками Т-34 и КВ началась лихорадочная работа по созданию «тигров», «пантер» и самоходных орудий для вермахта. Вынужденное перевооружение в ходе войны совершенно не входило в планы гитлеровской верхушки, делавшей ставку на молниеносную победу. Казалось бы, в таких условиях уже не до игры в фанерную технику. Но не тут-то было! У Порше созрел замысел сверхтанка, и его сотрудники в спешном порядке приступили к воплощению наисекретнейшего «проекта 205». И вот в мае 1943 года на полигон Куммерсдорф под Берлином выкатили громоздкое чудовище... в деревянном исполнении. Видимо, в глубине души Порше понимал, что заводы, перегруженные выполнением текущих программ, не примут к серийному выпуску эту слонообразную глыбу, названную в целях конспирации «Маус» («Мышонок»). И он сделал «ход конем» — пригласил на полигон Гитлера, с которым был в близкиx отношениях. Последовало прямое указание фюрера, пришедшего в восторг от новой затеи «отца немецких танков». Хотя теперь все дружно были за, только в июне 1944 года построили два опытных образца: «Маус-А» и «Маус-Б» весом соответственно 188 и 189 т. Лобовая броня гигантов достигала 350 мм, а максимальная скорость не превышала 20 км/ч. Организовать серийное производство «супермышей» так и не удалось. Война шла к концу, рейх трещал по всем швам. Нелепые чудо-танки не доставили даже к линии фронта, столь огромны и тяжелы были они. Даже порученную им «почетную миссию» — охранять рейхсканцелярию в Берлине и штаб сухопутных войск под Цоссеном — они не выполнили. Если провал с машинами-гигантами еще как-то объясним, то провал с выпуском их антиподов — машин-карликов — кажется вовсе невероятным. В начале второй мировой войны фирма «Цюндапп» выпустила гусеничную машину, которая именовалась «легкий грузовой транспортер». Разумеется, ничего общего с этим названием она не имела. То была танкетка высотой около 60 см. Несмотря на отсутствие водителя, машина маневрировала по изрытому полю, объезжала воронки, преодолевала окопы. Секрет был прост — без водителя дело все-таки не обошлось, но он управлял танкеткой дистанционно, по проводам, находясь в безопасном месте. Эта «машина-камикадзе», начиненная 75 кг взрывчатки, предназначалась для подрыва дотов и других укреплений на линии Мажино. Наши воины столкнулись с усовершенствованной разновидностью «сухопутной торпеды» во время боев на Курской дуге. Тогда ее уже нарекли «Голиафом» в честь библейского героя, отличавшегося огромной физической силой. Механический «голиаф» оказался таким же уязвимым, как и легендарный богатырь. Удар ножом или саперной лопаткой по проводу, и тихоходная машина становилась добычей смельчака. В свободную минуту наши солдаты иногда садились верхом на трофейное «чудо- оружие» словно на санки и весело раскатывали на нем, держа пульт управления в руках. В 1944 году появилась «специальная машина 304», управляемая на этот раз по радио, с очередным зашифрованным названием «Шпрингер» («Шахматный конь»). Нес на себе этот «конь» 330 кг взрывчатки. Развернуть серийное производство опять-таки не успели — войне пришел конец. А плавающие боевые машины? И тут было немало многообещающих заявок. В 1939 году в воду съехал первый опытный образец четырехосного грузовика, в 1942 году поплыл первый бронеавтомобиль-амфибия «Черепаха». Но и они не были выпущены в сколько-нибудь значительных количествах. Зато фантазия конструкторов продолжала бурлить. Когда война уже близилась к завершению, на секретные испытания вышла очередная машина. На ее сравнительно коротких гусеницах возвышался 14-метровый сигарообразный корпус. Оказывается, это был гибрид танка и сверхмалой субмарины. Предназначался он для переброски диверсантов. Было у него и название — «Зеетойфель», то есть « Морской черт». Машина должна была своим ходом сползти в море, нырнуть, скрытно подобраться к побережью противника, вылезти в удобном месте на сушу и высадить шпиона. Расчетная скорость — 8 км/ч на земле и 10 узлов в воде. Как и многие немецкие танки, «Морской черт» оказался малоподвижным. Давление на грунт было столь велико, что на мягкой илистой почве машина становилась беспомощной. В этом «земноводном» создании полностью отразилась абсурдность, как самой технической идеи, так и диверсионного метода борьбы «из- за угла», к которому фашисты решили прибегнуть в конце войны. От множества этих проектов начинает рябить в глазах. Почему же их, как правило, не удалось провести в жизнь? Только ли из-за поверхностного подхода к делу? Ведь тот же Порше не был бездарным инженером — созданный под его руководством малолитражный «фольксваген» оказался, без сомнения, очень удачной машиной. Думается, разгадку вереницы «таинственных» технических провалов надо искать за пределами круга чисто инженерных проблем. Еще в 1918 году, в конце первой мировой войны, когда дела на фронте сложились хуже некуда, в недрах германской армии появился секретный «проект К». То был проект танка-гиганта «Колоссаль» весом 150 т с 4 пушками и 4 пулеметами. Длина его достигала 13 м, экипаж составлял 22 человека. Эта махина могла ползти со скоростью едва большей, чем у пешехода. Когда первый мастодонт был готов, Германия уже успела потерпеть поражение в войне. Но вера в непобедимое исполинское оружие пустила корни в правящей верхушке страны-агрессора. Так что фашистские вояки лишь унаследовали у своих кайзеровских предшественников пристрастие к гигантизму. Оно с новой силой проявилось во время второй мировой войны, когда участились неудачи на Восточном фронте. По мере того как фашистские орудия агрессии перемалывались на полях нашей страны, мысли фюрера и его дипломированных подручных вроде Фердинанда Порше все чаще стали возвращаться к «чудо-оружию», якобы способному разом изменить весь ход войны. Так, даже в 1944 году, когда всем была ясна обреченность «третьего рейха», Порше с упорством маньяка наметил программу выпуска боевых машин серии Е, куда входил танк-гигант Е-100 весом 150 т с пушкой калибром 128 мм. Она завершилась созданием лишь одного опытного образца. На заводах Круппа проектировались и другие детища фашистского «зверинца» — «Лев», «Медведь» и «Крупп-Маус» весом от 100 до 170 т. На одном из них предполагалось ставить 305-мм мортиру, но дальше чертежей и фанерного макета дело не пошло. Отдавая дань общей мании гигантизма, фирмы «Адлер» и «Лаустер» в самом конце войны выпустили тягачи-мастодонты с колесами диаметром более 3 м, призванные вытаскивать застрявшие и подбитые танки. Но фронт так стремительно приближался и потери так быстро росли, что было уже не до какого-то там спасения единичных машин. В то время выдвигались и явно бредовые проекты — например, «сухопутных броненосцев» весом 1000 и 1500 т! На втором из них предполагали установить 800-мм пушку «Дора» и две пушки калибром 150 мм во вращающихся башенках. Поскольку снаряд главного орудия весил 7 т, для его погрузки предназначался подъемный кран. Тут нацистские конструкторы, охваченные паникой, опустились до уровня дилетантов и в спешке не предусмотрели самые простые истины — ни производственные возможности заводов, ни боевую эффективность проектируемых машин. Танковый гигантизм увенчался «пшиком», лопнул как мыльный пузырь. Впрочем, несерьезность этой затеи была видна с самого начала, но недаром, же говорится, что утопающий хватается даже за соломинку. Технически противоположной, но столь, же нереальной идеей была и карликомания, основанная на диверсионном методе борьбы. Были и менее известные, хотя ничуть не менее абсурдные проекты. В 1942—1943 годах австрийское отделение фирмы «Заурер» построило опытный образец танка, способного двигаться как на гусеницах, так и на колесах по... железнодорожным путям. Таким образом, предполагалось повысить мобильность танковых войск. Но и эта идея не нашла практического применения. Возня вокруг незрелых, но сенсационных проектов мешала воплощению и вполне доброкачественных технических идей. Напомню хотя бы о радиоуправлении боевыми машинами на расстоянии. Еще в 1940 году фирма «Боргвард» изготовила 150 гусеничных транспортеров типа «300», предназначенных для перевозки грузов, взрывчатки или мин и управляемых по радио. Потом эти работы приостановили как «не дающие должного и быстрого эффекта». Обратились к ним лишь в 1942 году. Тогда появился новый радиоуправляемый транспортер, который именовался в документах как «специальная машина 301». В отличие от «голиафов» он мог по радиокоманде выкинуть смертельный груз замедленного действия весом до 500 кг и отойти на безопасное расстояние до того, как грянет взрыв. Всего было выпущено несколько сотен таких машин, и направили их в основном против советских войск. Для общей характеристики стиля проектно-конструкторской работы немецких специалистов по вооружению лучше всего подходят слова маршала бронетанковых войск А. Бабаджаняна. В своей книге «Дороги победы» он отметил, что гитлеровцы всю войну придерживались «порочной в военном отношении идеи» и ею «руководствовались педантично, неизменно, с упорством, достойным лучшего применения, — идеи, по которой основная ставка делалась на особое оружие, на супероружие, а остальные факторы вооруженной борьбы игнорировались». Это, помноженное на беспримерный героизм советских людей, стало одной из важных причин сокрушительного поражения «тысячелетнего рейха». | |
|